Понятия со словосочетанием «красная материя»

Связанные понятия

Брокат (от итал. broccare — вышивать, франц. brocart, англ. brocade) — парча (золотая, серебряная), тяжелая шёлковая материя с золотыми или серебряными нитями, протканная рисунками.
Дзимбаори (яп. 陣羽織, «походная накидка») — род жилета, один из элементов поздней самурайской одежды, разновидность накидки хаори. Своеобразная японская версия табарда. С приходом к власти Токугавы Иэясу и изгнанием большинства европейцев из страны в начале XVII века подобные заимствования с Запада прекратились. Однако в эпоху Эдо дзимбаори стала атрибутом самурайского статуса и начала использоваться как церемониальная одежда. Изначально воины носили дзимбаори после сражений, вместо снятых доспехов...
Позуме́нт (галу́н) — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.Хотя слово по своему происхождению (фр. posament, passamenterie) должно бы было означать всякого рода басонное изделие, но обыкновенно принято называть так преимущественно золотой или серебряный басон. Под басоном вообще разумеется плетёное изделие (шнур, тесьма (аграмант), бахрома, синель, кисти и пр), идущее на украшение одежды, мебели, драпировок и пр. Главным материалом...
Глазе́т (фр. glacé — «блестящий») — разновидность парчи, ткань с шёлковой основой и металлическим утком серебряного цвета.
О́пашень — старинная мужская и женская верхняя летняя одежда. Разновидность охабня.
Эшмек (Эшмяк) (азерб. Eşmək) — азербайджанская национальная одежда.Эшмяк — стеганая верхняя одежда, шили которую из тирьмы и бархата. Ворот, подол и рукава и внутренняя часть обшивалась мехом хорька. Внутри также подбивали мехом хорька, украшали золотыми кружевами и различными тесемками. Грудь и подмышки эшмека кроились открытыми. При шитье пользовались тирме и велюром. Часто к рукавам, подолу и воротнику пришивали бафту и цепочки.
Гайта́н (из греч. γαιετανόν от ср.-лат. gaitanum «пояс»; укр. гердан) — шнурок, плетёная лента, тесьма, на котором обычно носят нательный крест.
Аксами́т (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат. Чтобы выдержать тяжесть металлических нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных, отсюда и греческое название. Узор на ткани делали с помощью кручёной золотой или серебряной нити.
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Аяк-кап (также аяккап) — хозяйственная сумка для хранения посуды, которая использовалась в быту кочевников (казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен). Изготавливалась из войлока и кожи, имела овальную или четырёхугольную форму. Лицевую сторону аяк-капа вышивали узорами, украшали орнаментальными фигурами, вырезанными из войлока, бархата, тонкого сукна, а также тиснением, накладными пластинками из металла и кости; к краям прикрепляли кисточки.
Кума́ч (от араб. kumāš‎) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. В XVIII — первой половине XIX века кумач изготавливался татарами Казанской губернии, со второй половины XIX века производство кумача освоили и на фабриках других губерний России. Со второй половины XVIII века «кумачовый» или «кумачный» воспринимался как красный цвет.
О́хабень (о́хобень, о́хобен, от охабить, т.е. охватить) — старинная русская верхняя мужская и женская одежда из сукна домашней выработки или камлота; аналог жупана в Речи Посполитой. Охабень был широко распространён среди знати в XV и XVI веках. В конце 1670-х годов охабень вышел из употребления в среде знати и стал одеждой простолюдинов.
Рытый бархат — старинный пушистый бархат с вытисненным узором (слово «рытый» употребляется как эпитет бархата в значении «пушистый» (исторически и народно-поэтически)).
Подря́сник — нижнее облачение православного духовенства и монашества — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.
Коленко́р (фр. calicot — «ситец из Каликута») — лёгкая, но жёсткая подкладочная и прокладочная ткань полотняного переплетения из пряжи среднего качества.
Саукеле́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Ожере́лье — нарядный воротник в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.
Басо́н (от фр. passement — позумент), Басма, галун, тесьма — текстильные изделия, предназначенные для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома и тому подобное, часто — узорные плетёные, иногда — с металлическими нитями.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Бешме́т — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью). Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий...
Кафта́н (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ, тур. kaftan, араб. قفطان‎ , перс. خفتان‎, по́волочень) — верхняя, преимущественно мужская одежда.
Епанча́ (др.-русск. япанча́, япончи́ца, от тур. япунча, тюрк. япынджа) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.
Народный костюм Московской губернии очень медленно менялся и сохранялся в одном и том же виде на протяжении нескольких веков.
Шапка горлатная — меховой (мужской и женский) головной убор русской знати XV — XVII веков.
Гима́тий (Гиматион) (др.-греч. ἱμάτιον — ткань, накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона. В классическую эпоху гиматий представлял собой отрез шерстяной ткани, достигавший 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры. Наиболее распространённый способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали со спины на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на 1/3 своей длины. Оставшуюся...
Душегре́я ( шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.
Хакасская одежда — исторически сложившийся комплекс народного костюма хакасов, не имеющий прямых аналогов в одежде других родственных народов. Этнический костюм бытовал в основном до второй четверти XX века, затем был вытеснен одеждой европейского покроя.
Андара́к (а́ндрак) — славянская женская поясная одежда типа юбки. В России андараки получили распространение в губерниях южнее Москвы — Рязанской, Тульской, Курской.
Вышивка шёлковыми лентами — это вид художественного рукоделия, этот вид считается объемной вышивкой, определённый способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шёлковых лент.
Чепкен (азерб. Çəpkən) — азербайджанский национальный костюм.«Чепкен» — вид верхней плечевой одежды азербайджанцев на подкладке, с ложными длинными рукавами. Чепкены в основном шили из тирьмы, бархата, а также различных шелковых парчевых тканей. Носят «чепкен» в основном женщины, однако есть и мужской вид этой одежды.
Терлик — русская одежда, употреблявшаяся в XVI — конце XVII века, исключительно при дворе, во время приёма послов и торжественных выходов.
Основной одеждой запорожских козаков были рубашки (укр. сорочки), шаровары, шапки и жупаны.
Пово́йник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, волосник, сдериха, подубрусник; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор от загрязнения.
Лаббада (азерб. Ləbbadə) — азербайджанская национальная женская одежда.Лаббада — это женская короткая верхняя плечевая одежда. Её шили на стеганой подкладке из тирьмы, велюр и различных блестящих шелковых парчевых тканей и бархата. Воротник, рукава и подолы обшивались изысканной тесьмой.

Подробнее: Леббаде
Чачван, чачван падж, чашман, чиммет, чашмбанд (перс. چشم بند‎ «повязка для глаз») — прямоугольная густая сетка из конского волоса, закрывающая лицо женщины.
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Однорядка — русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась.
Зипун (полукафтан) — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Кожу́х (также кожуша́нка, тулуп, беке́ша, кавал, байбара́к, шу́ба, губа́, ко́жанка) — кафтан, подбитый мехом, традиционная славянская одежда, сшитая из овечьих и телячьих шкур.
Убру́с (рус. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце; полес. старовіцька хустка, серпанок; белор. убрус; укр. обрус, убрус, плат, рантух, пінка, півка, завійка, рубець, ширінка, пелена, оковит, рубова хустка) — архаичный полотенчатый головной убор или часть убора замужней женщины в виде полотенца, как правило белого цвета, богато украшенного вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался под подбородком, закалывался булавками...
Митка́ль (от перс. меткал) — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Состоит ткань из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, обычно имеет сероватый оттенок.
Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.
Форменка (также голландка белая, у производителя «рубашка форменная типа Б») — форменная рубаха рядового и старшинского состава ВМФ РФ из отбеленного хлопчатобумажного полотна (диагонали) с вырезом на груди, отложным синим воротником и рукавными обшлагами сине-белого цвета, носимая в летнее время (форма №1 и №2)
Ингушский костюм — комплекс традиционной национальной одежды, обуви и аксессуаров, использовавшийся ингушами в повседневном и праздничном обиходе.
Сырмак (каз. Сырмақ) — узорчатый войлочный казахский ковёр. Сырмак изготовляется из отдельных кусков войлока разных цветов (обычно чёрного белого) так называемой техникой мозаики: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на др. войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.
Архалу́к (также аркалы́к, архалы́г (от тюрк. аркъалыкъ, азерб. arxalıq, груз. ახალუხი, арм. արխալուղ, перс. ارخالق‎) — кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. На поясе архалук дополнялся кушаком. Некоторые архалуки застегивались до самой шеи. Иногда сближается с бешметом.
Ко́рзно (также ко́рзень) — мантия князей и знати Киевской Руси, которая накидывалась на кафтан, и застегивался на правом плече запонкой с петлицами (фибула), плащ с меховой опушкой.
Ме́нтик (от венг. mente — плащ, накидка), (прежде Ментия, Ментеня) — гусарская епанечка, обычно с цыфровкою и кутасами, короткая одежда вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана, а в летнее время, начиная с XIX века, ментики носили наброшенными на левое плечо, за спину (нао́пашь, на опаш) и от сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки (до этого было принято ношение на обоих...
Равенду́к (нидерл. ravendoek — «тонкая парусина»), также равенту́х, ревенту́х (нем. Ravenstuch) — похожая на парусину ткань сероватого цвета и шероховатой поверхности полотняного переплетения из пеньки или льна низких номеров.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я